Контекст
деятельности
Устойчивое развитие является важнейшим вызовом и приоритетом современности. Международное
и российское сообщество уделяет существенное внимание вопросам комплексного и сбалансированного решения
вопросов устойчивого развития и роли бизнеса в его достижении. Эти тенденции отмечаются как на различных
уровнях,
от глобального (инициативы Организации Объединённых Наций, ужесточение экологического законодательства во
всем мире) до местного
и индивидуального (ответственное потребление), так и в различных отраслях, от традиционных (таких,
как сельское хозяйство и добыча полезных ископаемых) до прорывных (медицина, биотехнологии и другие).
Значимой тенденцией является развитие практики ответственного финансирования.
«Норникель» — компания с более
чем 80–летней историей и сильной социальной и экологической политикой — стремится соответствовать актуальной
международной повестке в области устойчивого развития. Аккумулируя существенный производственный,
финансовый, человеческий и интеллектуальный капиталы, компания вносит существенный вклад в достижении целей
устойчивого развития общества.
Международное и российское сообщество выработало ряд инициатив, призванных объединить усилия ответственных
компаний по достижению целей устойчивого развития. «Норникель» активно поддерживает такие инициативы.
Компания стала одной из первых среди представителей российского бизнеса, подписавших в 2005 году Социальную
хартию российского бизнеса. В ответ
на запрос общества, инвесторов
и акционеров компания регулярно проводит целевые встречи по вопросам устойчивого развития, планомерно
повышает уровень раскрытия информации о стратегии, политиках, результатах и планах
в этой области. Присоединение
в 2016 году к Глобальному договору ООН ознаменовало переход компании к новому стратегическому циклу
развития. Компания поддерживает принятую Генеральной Ассамблеей ООН и подписанную Россией «Повестку дня в
области устойчивого развития на период до 2030 года»
и утверждённые этим документом Цели ООН в области устойчивого развития.
Миссия и ценности 102-16
Компания нацелена на развитие единой корпоративной культуры, разделяемой всеми сотрудниками
и создающей атмосферу взаимного уважения, доверия и открытости. Корпоративная культура призвана обеспечить
эффективную реализацию стратегии развития компании
с учетом принципов устойчивого развития.
С 2017 года в компании реализуется Программа развития корпоративной культуры. Основные принципы Программы:
- поддержка изменений в компании через развитие культуры эффективности и ответственности за результат;
- решение бизнес-задач предприятий через формирование установки на непрерывное улучшение процессов и реализацию инициатив;
- изменение подхода и отношения сотрудников к работе через закрепление и трансляцию этических норм.
Компания применяет широкий спектр современных инструментов развития корпоративной культуры. Так, на конец 2017 года успешно реализованы:
- выпуск «Белой книги» – пособия с целью управления по ценностям (соавторами являются свыше 300 руководителей Группы);
- конкурс «Символы наших ценностей» по созданию эмблем ценностей (вовлечено более 75 тыс. работников);
- серия учебных видео-материалов по теме ценностей;
- формирование рабочих групп по реализации улучшений систем и процессов;
- сессии и форумы по развитию корпоративной культуры (участниками являются свыше 3,5 тыс. руководителей, специалистов и рабочих 60 предприятий Группы).
Для повышения эффективности управления персоналом задачи корпоративной культуры интегрированы в кадровую политику:
- подбор персонала на основе ценностей: разработано руководство по проведению интервью для руководителей и HR-специалистов;
- оценка по ценностям: внедрена «Оценка методом 360 градусов» для руководителей высшего звена управления;
- развитие персонала на основе ценностей: серия бизнес-игр на усвоение ценностей и практикум на основе инструментов «Белой книги»;
- отбор в кадровый резерв и программа обучения в соответствии с ценностями.
Миссия компании
«Норникель»
Эффективно используя природные ресурсы и акционерный капитал,
мы обеспечиваем человечество цветными металлами, которые делают мир надежнее и помогают воплощать надежды
людей на развитие
и технологический прогресс.
Корпоративная стратегия
В 2013 году была утверждена новая стратегия развития «Норникеля», ключевые направления которой включают
реализацию потенциала ресурсной базы Таймыра и Кольского полуострова, увеличение эффективности операционной
деятельности компании и улучшение качества управления инвестициями
и капиталом.
Согласно новой стратегии приоритетными являются проекты, обладающие значительным запасом прочности по
ключевым показателям эффективности, обеспечивающие стабильный уровень возврата на вложенные инвестиции и
реализуемые
в перспективных регионах, где компания обладает конкурентными преимуществами. Фокусируясь на развитии
первоклассных активов, компания сможет эффективнее использовать существующую инфраструктуру, а также в
полной мере раскрыть свой геологический
и технологический потенциал для обеспечения наивысшей рентабельности и выполнения обязательств
в области устойчивого развития.
В 2017 году завершился первый
этап модернизации и развития производственной цепочки
«Норникеля». Реализованы ключевые проекты, одобренные в рамках корпоративной стратегии, стартовавшей в 2013
году. Среди эффектов
от реализации:
- прекращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в объёме порядка 370 тыс. тонн/год от
источников закрытого Никелевого завода;
- модернизация инфраструктуры: обновление изношенных фондов газотранспортной системы и объектов тепло- и
гидрогенерации, реконструкция критических объектов логистической
инфраструктуры;
- запуск в опытно-промышленную эксплуатацию Быстринского ГОКа мощностью переработки
10 млн тонн руды в год.
В конце 2017 года компания представила обновленные стратегические приоритеты на следующие пять лет.
Согласно им в период до 2023 года компания «Норникель» реализует беспрецедентную экологическую программу,
направленную на улучшение экологической ситуации
в России, вступит в новый инвестиционный цикл для обеспечения устойчивого развития и формирования платформы
для роста и продолжит создавать долгосрочную акционерную стоимость.
Компания в 2017 году продолжила реализацию концепции «Нового Норильска» как территории устойчивого развития, представленной в 2015 году, где в качестве корпоративных приоритетов были обозначены:
- охрана окружающей среды, обеспечение промышленной безопасности и условия труда и жизни сотрудников;
- целенаправленные вложения в социальные программы;
- повышение «открытости» региона и стимулирование появления новых бизнесов.
В рамках реализации концепции «Нового Норильска» корпоративные приоритеты трансформируются в следующие направления деятельности, по которым ведется активная работа:
- Создание инновационной и профессиональной стимулирующей среды:
- преобразование корпоративной культуры;
- инновационные формы занятости;
- специальные программы для развития и удержания молодых специалистов.
- Преодоление «островного» менталитета:
- улучшение условий для создания нового бизнеса в регионе;
- строительство линии оптоволоконной связи (завершено в 2017 году);
- реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта «Норильск» («Алыкель»).
- Развитие местной инфраструктуры:
- создание комфортной социальной, спортивной и транспортной инфраструктуры;
- поддержка совместно с местными органами власти общественных инициатив по развитию городской инфраструктуры.
В 2017 году компания определила технологию реализации важнейшего проекта своей экологической программы —
«серного проекта».
По его завершении в Заполярном филиале к 2023 году ожидается значительное сокращение выбросов диоксида серы,
которые сейчас составляют порядка 98% всех выбросов в атмосферу на территории г. Норильска.
На Надеждинском металлургическом заводе в г. Норильске будет построено производство серной кислоты
и ее последующей нейтрализации
при помощи известняка с получением гипса. На Медном заводе будут введены дополнительные мощности по
производству элементарной серы.
Планируемые капитальные вложения в «серный проект» — до 150 млрд руб.
В 2017 году международное
агентство Sustainalytics повысило оценки «Норникеля» до 58 баллов
(в 2016 году — 49), в результате место компании в рейтинге ESG агентства среди глобальных металлургических
компаний выросло до 35 (в 2016 году компания заняла 56 позицию).